К 85-летию Г. Канчели

10 августа исполнилось 85 лет со дня рождения грузинского композитора, выдающегося симфониста нашего времени Гии (Георгия) Александровича Канчели.

В наше стремительное время творческий путь Гия Канчели может показаться замедленным. Ведь грузинскому мастеру было уже под 30, когда он окончил Тбилисскую государственную консерваторию и ничем особенно выдающимся о себе к тому времени не проявил. Были, правда, написаны эстрадные песенки, довольно популярные. А потом, вдруг для большинства неожиданно, его имя приобрело всесоюзную и даже мировую известность, когда в середине 70-х годов состоялась премьера его Четвертой симфонии «Памяти Микеланджело». Произведение имело оглушительный резонанс в музыкальном мире. С восторженным отзывом выступил Родион Щедрин. «Гия Канчели – художник глубоко национальный, - пишет Р.Щедрин. Я воспринимаю его Четвёртую симфонию как исповедь сына грузинского народа, грузинской земли, потому что мне видится в ней история народа, ощущаются национальный характер и язык, своеобразие речи, в которой мне как музыканту слышится внутренняя гордость и какая-то осенённость вековой культуры, нежность и мужество». Блистательная характеристика признанного мэтра мировой музыки! Жанр симфонии стал основной формой самовыражения композитора по собственному его определению. Его симфонические циклы представляются одной большой эпопеей, настолько цельны и взаимосвязаны они по своему внутреннему содержанию. Известный музыковед Гиви Орджоникидзе метко определил путь Канчели-симфониста как «восхождение на одно гору», при этом он подчеркнул «своеобразие Гия Канчели не в его технике…дело просто в его жизненной и творческой позиции, в его темпераменте и духовности, в его понимании красоты, способности утвердить её в звуковой структуре». И действительно композитор необычайно высоко ценил романтическую красоту и возвышенность музыки своих симфоний. «Музыка, - говорил он, так же как и сама жизнь, не мыслима вне романтизма». Так же как и романтизм -неотъемлемая часть вдохновения, высокая мечта о былом, настоящем и будущем, сила той непобедимой красоты, которая возвышается и торжествует над силами невежества, ханжества, насилия и зла. И если то, к чему я стремлюсь в музыке, даёт повод для подобных размышлений, для меня это звучит как высокая оценка».

Именно «сила непобедимой красоты», вероятно, определяет главные достоинства симфоний Гия Канчели. Она властно захватывает внимание своим эмоциональным током и способна держать слушателя в напряжении до самого конца. Поэтому у неё нет проблем в поисках путей к аудитории!

Статью подготовила лектор-музыковед Ивановской филармонии Елена Королёва