К 125-летию со дня рождения Сергея Есенина. «Эта песня в сердце отзовется…»

«Эта песня в сердце отзовется…»

( К 125-летию Сергея Есенина)

 

Статью подготовила лектор-музыковед Ивановской государственной филармонии Надежда Карпова.

 

В октябре 2020 года Россия вспоминает Сергея Есенина. Впрочем, мы помним о нем всегда – русском поэте, одном из самых любимых в нашей стране.  Яркий, самобытный, востребованный у всех слоев русских читателей – воистину у каждого из нас есть свой Сергей Есенин.

Когда же о поэте вспоминают музыканты (исполнители, композиторы), творчество поэта открывается своей неповторимой музыкальной стороной. Эта музыкальность ощущается во всем. Перелистайте сборник Есенина! Почти в каждом стихотворении есть упоминание о песне, о гармонике (тальянке или ливенке), везде присутствуют «звучащие» глаголы – все «поет», «звучит», «играет» и т.д. Интересно, что сам Есенин нередко называл стихи песнями. И действительно, стихотворения поэта нередко напоминают русские песни – по образному строю, композиции, ритмике.

Сегодня исследователи Есенинского творчества утверждают, что его поэзия вобрала в себя элементы самых разных жанров русской народной песни: от старинных образцов до современной поэту частушки.

Любовь к русской песне Есенин познал в раннем детстве. По воспоминаниям сестер поэта, их мать, Татьяна Федоровна, «слыла первой песельницей на селе». Пела всегда: и когда работала, и когда отдыхала. И пела не только народные песни, но и старинные романсы. Рассказывая детям сказки, делала это нараспев. Нараспев читала стихи Пушкина, Лермонтова, Некрасова, которые знала во множестве наизусть. Много старинных русских песен знал и дед Есенина – Федор Титов, а отец Сергея, Александр Есенин, мальчиком пел в церковном хоре, обладал прекрасным дискантом. Рязанщина, Родина поэта, край богатый песнями. На всех сельских праздниках – и народных, и церковных – будущий поэт слушал их и первые свои стихи стал сочинять в подражании песням и частушкам. Подростком он самостоятельно, по слуху, выучился играть на гармонике, потом на гитаре и свои стихи в кругу друзей любил декламировать нараспев.

Живя в Москве, поэт часто приводил к себе домой уличных музыкантов, ходил в трактиры слушать лучших московских гармонистов. Но и живо интересовался академической музыкой. Например, регулярно посещал премьеры в Большом театре. Обладая прекрасной музыкальной памятью, всегда напевал, насвистывал оперные арии, романсы. Особенно любил «Дремлют плакучие ивы», «Горные вершины», «Выхожу один я на дорогу», «Вечерний звон»…

Музыкальность Есенина, песенность его поэзии несомненно являются одной из составляющих гениальности его творчества. И, конечно, он стал одним из самых востребованных поэтов XX века для отечественных композиторов самых разных стилей и направлений: от авторов музыки академических жанров (романсы, вокальные циклы, кантаты) до бардов.

И все-таки, среди огромного количества музыкальных сочинений, созданных на стихи поэта, равнозначных его строкам по художественным достоинствам существует немного. И это – еще одно доказательство уникальности дара великого Есенина. Мало кому из музыкантов удается до конца постигнуть внутренний мир поэта, приблизиться в своей музыке к его поэтической Вселенной.

Однако, чем дальше идет время, тем ярче раскрывается поэтическая уникальность Есенина. В 50-е годы, через 30 лет после ухода поэта, появилась «Поэма памяти Есенина» Георгия Свиридова, открывшая миру поэта с новых сторон. Это было потрясением, ударом молнии для всех. Пройдут годы, и композиторы будущих поколений найдут новые пути к раскрытию Есенинских глубин, а строки поэта, соединившись с музыкой, засияют с неведомой до того красотой, силой и значением!

Сегодня же, в 2020, мы продолжаем восхищаться творчеством поэта, находить в нем утешение и опору для себя, чувство гордости за величие русской культуры для нашего Отечества.