К 221-ой годовщине со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина
Много лет 6 июня является особенным днём в жизни нашей страны. 6 июня 1799 года родился великий русский поэт А.С. Пушкин. Этот день отмечается как «Пушкинский день России».
«Пушкин – наше всё» - фраза, давно ставшая хрестоматийной. Но от неё трудно отказаться. Как нельзя лучше – кратко и ясно она формулирует значение творчества поэта для многих сфер культуры России.
В этом небольшом очерке речь пойдёт о музыкальном искусстве в жизни и творчестве Пушкина, хотя на первый взгляд место музыки в жизни поэта было небольшим. В ранние детские годы он слушал музыку на вечерах, устраиваемых в доме родителей. Собирались гости – известнейшие российские литераторы (Н.Карамзин, И.Дмитриев, Н.Батюшков, В.Жуковский, Василий Львович Пушкин – дядя будущего поэта, весьма одарённый и известный в те годы поэт). Звучали не только стихи, но и музыка – как это было принято в кругах русского дворянства.
Слушал мальчик с детства и русские народные песни. Он часто гостил у бабушки Марии Алексеевны Ганнибал в её подмосковном имении Захарово. Остались воспоминания о том, как однажды дворовые пришли поздравить бабушку с именинами. Шутки, весёлые голоса и, конечно, песни. Маленький Саша смотрел во все глаза, а потом стал подпевать дворовым. Да так ловко! У него с ранних лет обнаружился превосходный слух и звонкий голос. Бабушка только руками разводила: «И откуда её Саша так хорошо знает песни крепостных»?
В 12 лет жизнь будущего поэта круто изменилась. Он стал воспитанником Царскосельского Лицея – нового в России учебного заведения, система образования в котором ныне принята ЮНЕСКО лучшей среди времён и народов. Здесь было несколько предметов, связанных с искусством: рисование, риторика, стихосложение и хоровое пение! А вот индивидуальные занятия игры на музыкальных инструментах были по желанию. Александр дополнительно музыкой не занимался, но гордился тем, что двое из его близких товарищей выделялись своими способностями: Антон Дельвиг хорошо играл на фортепиано, а Вильгельм Кюхельбекер – на скрипке.
Сердце будущего поэта было широко открыто музыкальному искусству. Звуки музыки на лицейских танцевальных вечерах, на театральных представлениях в небольшом театре крепостных актёров Царского Села вдохновляли юного поэта на создание поэтических строк. Это читается во многих ранних сочинениях Пушкина.
Сохранились воспоминания о вечерних посиделках лицеистов, где звучали не только стихи, но и музыка! Ребята любили устраивать «Музыкальные игры Аполлона» по подобию античной эпохи. На стол ставился стул. Всё сооружение драпировалось простынями. На этом импровизированном пьедестале устраивался Аполлон. Обычно это был лицеист Николай Корсаков, превосходный певец и гитарист. Стихи, которые сочинял Пушкин и другие ребята (стихотворчество в Лицее поощрялось), соединялись с мелодиями. Лучшим их сочинителем оказался Миша Яковлев – впоследствии государственный деятель, сенатор и видный композитор-любитель. Это его песни на стихи Пушкина «Зимний вечер» до сих пор не забыта. Эти вечеринки, проходившие втайне от строгих воспитателей, были настоящей душевной отрадой лицеистов.
А ещё в жизнь будущего поэта рано вошли гусарские и солдатские песни. В Царском Селе стоял гусарский полк, и ребята, вопреки запретам, частенько посещали гусарские пирушки, где слушали рассказы о сражениях (недавно отгремели залпы войны с Наполеоном) и, конечно, песни.
Безусловно, музыкальные впечатления детства и юности оставили след в становлении таланта поэта, в формировании его литературного языка.
Музыкальность поэтической речи Пушкина сразу стала привлекать внимание композиторов, уже его современников. В 19 веке на стихи Пушкина были написаны шедевры камерно-вокальной музыки: «Я помню чудное мгновенье» М.Глинки, «Для берегов отчизны дальней» А.Бородина, «Ночь» А.Рубенштейна, «Не пой, красавица, при мне» С.Рахманинова, у Н.А.Римского-Корсакова из 79 романсов 20 написаны на стихи А.Пушкина.
Эта традиция была продолжена в ХХ веке. Стоит назвать хотя бы романс «Фонтану Бахчисарайского дворца» А. Власова. Георгий Свиридов, будучи учеником Музыкального училища, принял участие в Конкурсе на лучшее произведение на стихи Пушкина. Этот Конкурс был приурочен к широко отмечаемому в 1937 году столетию гибели поэта. Юный Свиридов Конкурс выиграл и в 21 год стал членом Союза Композиторов СССР. Его вокальный цикл на стихи А.С.Пушкина вошёл в число не только лучших произведений композитора, но и всей советской камерно-вокальной музыки.
Творчество Пушкина послужило литературной основой для создания первых русских классических опер. М.Глинка «Руслан и Людмила» - первая русская сказочно-этническая опера. А.Даргомыжский «Русалка» - первая в русской музыке народно-бытовая драма, а «Каменный гость» - лирическая драма. «Борис Годунов» М.Мусорского – народная музыкальная драма. Именно эта опера сделала имя композитора глубоко почитаемым в мировой музыкальной культуре.
Наконец, «Евгений Онегин» П.Чайковского – лирические сцены, ставшие началом российской, а потом и всемирной славы композитора. Его «Пиковая дама» - психологическая драма – вознесла автора на пьедестал мировых оперных гениев. Этот список можно продолжать.
Гений Пушкина так много значит для русской культуры, что сегодня, бросая взор на исторические этапы её развития, мы не представляем, какой бы она была без творчества Великого поэта. Эту мысль с полным правом можно отнести и к музыкальному искусству.
Материал подготовила лектор-музыковед Ивановской филармонии Надежда Карпова.