16 мая 2021года исполнилось 165 лет со дня первой постановки оперы А.С.Даргомыжского «Русалка»
16 мая 2021года исполняется 165 лет со дня первой постановки оперы А.С.Даргомыжского «Русалка»
Опера «Русалка» была написана Даргомыжским в период расцвета творческой деятельности по одноименной поэме А.С.Пушкина. ЕЕ появление было не случайно. Именно в 50-е годы формируются новые тенденции в творчестве композитора, связанные с развитием передового общественного движения и критического реализма в России. Его привлекали русские, главным образом, народные сюжеты, возрос интерес к фольклору, прежде всего к крестьянской песне. Основным средством создания конкретного индивидуального образа служило для Даргомыжского воспроизведение живых интонаций человеческой речи. Свое творческое кредо смелый новатор сформировал в афористической фразе «Я хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды». Этот принцип претворен в вокальных произведениях конца 40-х – первой половине 50-х годов, среди которых выделяется опера «Русалка».
Жанр народно – бытовой музыкальной драмы дал композитору возможность автору поднять в опере тему социального неравенства. С огромной психологической глубиной раскрыта в ней драма крестьянской девушки и ее отца. Их образы рельефно очерчены в выразительных ансамблях и сольных ариях. Слово и музыка находятся в органической связи. Мелодический размах сочетается с естественной декламационностью музыкальной речи. Так что «Русалка, как, впрочем, и все творчество Даргомыжского, стала важнейшим связующим звеном между Глинкой и всем последующим развитием отечественной музыки. Десять лет Даргомыжский работал над своей оперой. Она была поставлена в 1856 году в Петербурге и получила высокую оценку среди передовых музыкантов, в том числе известных музыкальных критиков А.Серова и Ц.Кюи.
Еще больше утвердилась «Русалка» после премьеры 1856 года в Московском Большом театре, где ею дирижировал Э.Направник.
Отношение публики к «Русалке» было двойственным. Опера не удостоилась посещения особ царской фамилии и высшего Петербургского общества, но среди демократических общественных кругов имела огромный успех и была признана за произведение замечательное.
Время все расставило по своим местам. К «Русалке» вновь и вновь обращались оперные труппы России и многих зарубежных стран. С тех пор она не сходит с театральных афиш оперных театров.