Симфонический мир Малера
7 июля исполнилось 160 лет со дня рождения Густава Малера (1860-1911)
Симфонический мир Малера
«Для меня написать симфонию – это значит всеми средствами современной музыкальной техники построить мир». Так говорил великий австрийский композитор и дирижёр Густав Малер – крупнейший симфонист рубежа 19-20 веков. Особые причины обусловили то исключительное внимание, какое уделял Малер именно симфонии. Он был художником, для которого личное неразрывно связано с общеловеческим. Подобно Достоевскому (Малер горячо любил нашего писателя), он не мог себя считать счастливым, если знал, что где-то люди страдают. Композитор остро ощущал зло и несправедливость мира, в котором он жил, глубоко сочувствовал человеческому горю. «Почему ты страдаешь? Неужели всё это гигантская страшная шутка? Мы должны так или иначе решить эти вопросы, если хотим жить дальше», - писал Малер. Тема неустроенности окружающего мира, страстная мечта утвердить идеи добра и справедливости, горячий протест против насилия, лжи и лицемерия наиболее полно могли выявиться только в произведении монументальных масштабов – в большой многочастной симфонии.
9 малеровских симфоний (10-ая осталась незавершенной) и «Песнь о земле» (своего рода вокальная симфония) образуют подлинную симфоническую эпопею. Каждый из них отражает переживания и мировоззрение композитора, характерные для данного периода его жизни. И каждый раз Малер музыкальными средствами строит свой симфонический мир.