155 лет со дня рождения А.К.Глазунова
Александр Константинович Глазунов
(к 155-летию со дня рождения)
Статью подготовила лектор-музыковед Ивановской государственной филармонии Надежда Карпова
10 августа исполнилось 155 лет со дня рождения А.К.Глазунова - выдающегося русского композитора, дирижёра, музыкального деятеля. Эта дата – хороший повод вспомнить о Глазунове, одном из виднейших мастеров отечественной музыкальной культуры конца XIX-го - начала XX-го века. Он был одним из последних классиков дореволюционной русской музыки и одним из первых строителей новой послереволюционной жизни России.
Глазунов – автор многих замечательных произведений, написанных в разных жанрах музыкального искусства. Его перу принадлежат балеты, симфонии, квартеты, оркестровые сюиты и пьесы, романсы и хоровые полотна, сочинения для отдельных инструментов в сопровождении оркестра и т.д… В творческом багаже музыканта нет только оперы. Зато он один из первых среди профессиональных авторов написал музыку для великорусского оркестра. Так в те далёкие годы называли оркестр русских народных инструментов. Пьеса А.К. Глазунова «Русская фантазия» до сих пор входит в репертуар многих коллективов. Интересно, что композитор одним из первых обратил внимание на саксофон, достаточно новый тогда инструмент, сочинив концерт для саксофона с оркестром и квартет для четырёх саксофонов.
Одним из ценнейших достижений творчества Глазунова стал долгожданный шаг в отечественной культуре к соединению двух русских музыкальных школ, Петербургской и Московской, которые на протяжении XIX-го века находились в состоянии оппозиции друг к другу. Александр Константинович, боготворя творчество П.И.Чайковского, стараясь следовать лирической направленности его дарования, в то же время был плот от плоти традиций композиторов «Могучей кучки» и «Беляевского кружка». Искусству композиции А.К.Глазунов учился у Н.А.Римского-Корсокова в родном ему Петербурге.
Дарование Глазунова проявилось в раннем детстве, и вопрос о его музыкальном образовании был решён сразу, но только не в профессиональном направлении. Основательную профессию он должен был получить в Реальном училище. Затем последовала учёба в историко-филологическом отделении Петербургского Университета… и всё же победила музыка. Успех в среде слушателей и коллег пришёл сразу. Немаловажную роль в этом сыграл «Беляевский кружок» - преемник «Могучей кучки». Глава кружка М.П. Беляев, богатый лесопромышленник и меценат, сделал всё, чтобы музыка молодого композитора постоянно звучала в концертах РМО (Русского музыкального общества). Вместе со своим учителем Римским-Корсаковым А.К.Глазунов закончил оперу «Князь Игорь» А.П.Бородина, скоропостижно скончавшегося в феврале 1887 года, а любимая всеми увертюра к опере появилась благодаря феноменальной музыкальной памяти Глазунова. Бородин увертюру не успел записать, но неоднократно проигрывал её друзьям. Если бы не удивительная память и слух Глазунова!... Сегодня эта увертюра не только классический образец русской оперной музыки, но и замечательный концертный номер в репертуаре многих симфонических оркестров.
Благодаря этим творческим заслугам А.К.Глазунов уже в 34 года вошёл в состав дирекции Петербургского отделения РМО, а вскоре получил предложение стать профессором Петербургской консерватории по классу инструментовки. Потом были многочисленные гастроли за рубежом в качестве дирижера, присуждение доктора музыки Оксфордского и Кембриджского университетов. В 1905 году он становится директором Петербургской консерватории. За 23 года под руководством Глазунова традиции классического музыкального образования упрочились. Время было не простое: революции и Первая мировая война, гражданская война. В эти нелёгкие времена он был предельно внимателен к студентам и преподавателям, и в творческом, и в бытовом отношении. Вот лишь один пример: юный Митя Шостакович. Неизвестно как бы сложилась судьба гениального композитора, поступившего в консерваторию в 13 лет в суровом 1919 году, если бы не забота Глазунова. Он сразу оценил величину дарования Шостаковича и выхлопотал для него, изнемождённого недаеданием, специальный продуктовый паёк.
Одним из первых музыкантов новой Советской России А.К.Глазунов получил звание Народного артиста Республика. До своего вынужденного отъезда за рубеж в 1928 году по состоянию здоровья он продолжал давать концерты в качестве дирижера, нередко бесплатно.
Живя за рубежом, Глазунов мечтал вернуться на Родину, но здоровье ухудшалось и в 1936 году его не стало. Осталась музыка. Произведения композитора навсегда вошли в отечественную культуру. Балет «Раймонда» - украшение репертуара музыкальных театров. Без «Торжественной увертюры» не обходится не один государственный праздник страны. Два концертных вальса, постоянно звучащие в теле-радиоэфире, наполняют нашу жизнь вдохновенной глазуновской лирикой.