К 250-летию со дня рождения Людвига ван Бетховена

Людвиг ван Бетховен.

К 250-летию со дня рождения.

 

(Статью подготовила лектор-музыковед Ивановской государственной филармонии Елена Королева)

 

Исполнилось 250 лет со дня рождения Людвига ван Бетховена. Неузнаваемо изменилось за это время лицо нашей земли. А музыка гениального композитора стала еще ближе, еще дороже людям всех стран и континентов. «Искусство Бетховена не ведает границ – ни во времени, ни в земном пространстве, ни в гигантской силе воздействия на духовный мир человека» - писал Д.Д.Шостакович – «Думается нелегко найти во всей мировой музыке крупного композитора, который в той или иной степени не был бы обязан Бетховену.»

Когда думаешь о гениальном авторе «Аппасионаты», невольно вспоминаются Микеланджело, Гёте, Толстой, художники-титаны. Искусство каждого из них воплотило непобедимую силу человеческого духа, героизм борьбы во имя светлых идеалов, добра и справедливости.

Бетховен был юношей, когда вспыхнула Великая французская революция. Её пламенные призывы достигли и небольшого немецкого городка Бонна, в университете которого Бетховен был вольнослушателем на философском факультете. С той поры через все творчество композитора проходит образ человека – борца и гражданина, для которого высшей целью жизни является служение общему благу.

Народ – главное действующее лицо бетховенских симфоний. Вот почему победные финалы этих композиций рисуют народные празднества. Музыка здесь сочетает ритмическую энергию марша, полетность танца, интонации ликующих гимнов.

Вместе с тем был и трагический период в жизни композитора. Не только надвигающаяся глухота, но и крушение идеалов (как известно, знаменитая Третья симфония первоначально была посвящена Наполеону, который как бы олицетворял для Бетховена французскую революцию, а затем провозгласил себя императором) привели композитора на грань самоубийства. «Меня удержало только одно – искусство» - писал Бетховен позднее.

Великий немецкий гений проявил себя как смелый новатор в искусстве, обогатив все стороны музыкального языка новыми оригинальными открытиями. Многим его современникам музыка Бетховена была непонятна, даже враждебна. Но даже те, кому произведения Людвига ван  Бетховена были чужды, не могли не признать, что автор их – гениальный художник, великолепный пианист – импровизатор. Музыкальные фантазии Бетховена на фортепиано, рождавшиеся в присутствии слушателей, обладали необычайной силой воздействия. Композитор становился властелином человеческих душ, заставлял вновь и вновь обретать светлые надежды, вселял неистребимую веру в жизнь.

Грандиозным итогом бетховенского творчества стала Девятая симфония с хоровым финалом на слова оды Шиллера «К радости». В ней нашли наивысшее выражение его демократические идеалы свободы и единства народов.

Героический пафос музыки Бетховена по-прежнему близок нам. Он вселяет в нас неиссякаемые силы, радость жизни, стремление к творческим дерзаниям. Все это поддерживает музыка Бетховена.