Эдуард Гуревич: «Музыка — это блюдо, которое надо дать распробовать»

Наши меломаны не останутся разочарованными, уверяет руководство областной филармонии 

 Роман Фонинский, газета «Частник», 27 марта 2013 г.

В последний сезон Ивановская областная филармония, по ощущениям публики, буквально ожила: интересные концерты следуют друг за другом. Причем все чаще в зале филармонии с успехом выступают не только академические музыканты, но и представители других, редких для Иванова жанров – джаза, блюза. О причинах и перспективах такой активизации мы поговорили с директором филармонии Эдуардом Гуревичем.

 — Нынешнее оживление работы филармонии — это временное явление или полновесная тенденция?

— Полагаю, что уже тенденция. Действительно, начиная с прошлого года, мы стали целенаправленно выстраивать концертную политику, дозируя жанры, стараясь соблюсти баланс между предложением и спросом. Нынешняя ситуация такова, что я буквально завален предложениями различных хороших и зачастую, говоря экономическим языком, недорогих исполнителей — от начинающих до уже вполне маститых. Ведь сегодня все готовы ехать выступать, куда угодно. И теоретически  интересные концерты могли бы проходить в филармонии еще чаще. Однако мы понимаем, что это было бы просто неразумно. Все-таки играть в полупустом зале и артисту некомфортно, и нам неудобно…

 — В Иванове так мало людей, интересующихся хорошей музыкой?

— Если говорить об академических концертах, то их аудитория традиционно не слишком велика и, к сожалению, порой заедена бытом, не всегда платежеспособна. Поэтому раз в месяц они, например, придут послушать хорошего пианиста, а вот каждую неделю на концерты пианистов они уже скорее всего ходить не будут.

 — В Иванове есть еще несколько залов, претендующих на охват тех же жанров, что и филармония. Конкуренции не чувствуете?

— Да, есть, скажем, зал «Классика» с  примерно такой же концертной политикой, другие концертные площадки. Но конкуренции между нами нет: что к ним ходят мало, что к нам недостаточно... Тут проблема не в количестве залов, а в умении согласовывать проведение концертов по датам. Вот, скажем, типичная ситуация, — на 14 апреля филармония  запланировала традиционный ежегодный концерт трио «Меридиан». И вдруг выясняется, что в этот же день прокатчики привозят в Иваново Погудина. А поскольку  оба эти концерта примерно для одной и той же публики, то, следовательно, «Меридиан» у нас полного зала, как это обычно бывало, уже не соберет.  В итоге пришлось перенести этот концерт на 28 апреля.  Или еще пример – 16 марта в филармонии было открытие Фестиваля камерной музыки  — концерт Владислава Пьявко, а в зале «Классика» — авторский вечер композитора Сергея Терханова. И что же? У них было человек 60, у нас – 250… Как-то согласовать работу ивановских концертных площадок я пытался, еще работая в областном департаменте по культуре и культурному наследию. Но не удалось.

 — На ваш взгляд, хорошая заполняемость зала для филармонии это сколько?

— Наш зал – это 440 мест. Если бы мы в партере собирали 250-300 человек, то это было бы уже нормально. С другой стороны, я в отличие о многих моих коллег не склонен делать из этого трагедию. Да, наша задача – проводить интересные концерты, приглашать зрителей, но я не вижу необходимости и смысла людей сюда затаскивать. Такова объективная реальность, что хорошая музыка, академическая, джазовая, интересна  достаточно ограниченному кругу. И так, кстати, было всегда.

 — Можно ли еще как-то изменить эту ситуацию?

— Способ только один — воспитывать публику, но это задача, конечно, отнюдь не только филармонии: тут начинать надо с азов, со школы. И эту систему воспитания мы за последние годы потеряли. Так, раньше каждая школа могла на средств своего фонда пригласить к себе наш академический лекторий, и мы постоянно работали для классов как младшего, так и старшего звена. Сегодня же для сбора средств на проведение каждого такого лектория приходится обращаться к родителям. А они не все одинаковые, у кого-то возможностей нет, у кого-то – желания: их ведь теперь через день просят сдать деньги то на ремонт, то на питание и проч.

Хотя в школах, где директора понимают важность приобщения детей к музыке, мы худо-бедно продолжаем работать. Другое дело, что если бы это понимали все руководители и классные учителя, то пусть не старшие, но хотя бы младшие и средние классы продолжали бы ходить в филармонию. Правда, с 2006 года у нас действует для школьников абонемент «Оркестровая музыка», но детей на него собирать очень трудно и все по той же причине – нежелание руководства школ идти навстречу. Думаю, уже и по недавним выступлениям  заместителя губернатора области Ольги  Хасбулатовой, жестко критикующей определенные инстанции за такое  отношение, можно заметить, что ситуация достигла своего предела.

 — С другой стороны, многие ли школьники после таких добровольно-принудительных посещений решат вернуться к вам еще раз?

— Что ж, воспитание академической музыкой — это процесс трудный. Музыка — это блюдо, которое надо дать попробовать. Возможно, кому-то оно не понравится никогда. А кто-то, напротив, станет нашими постоянными посетителями.

— И все же некоторые гости филармонических концертов отмечают, что филармония недостаточно активно раскручивает себя и  рекламирует выступления исполнителей…  

— С  этим согласиться я могу лишь частично. Конечно, если бы мы могли крутить рекламу по ТВ каждый день по десятку раз, то, наверное, результат был бы чуть лучше. Но это очень дорого и нам не по карману.  С другой стороны, смотрите: мы давали на ТВ одинаковое количество рекламы концерта Саткилавы и Образцовой. В результате на Образцову пришел полный зал. А на Саткилаву, прекрасного известного певца, который, как оказалось, находится в значительно лучшей форме, чем Образцова, аншлага не было.

 — То есть результат всегда не предсказуем?

— Я работаю в культурной сфере 49 лет и могу сказать, что в культуре вообще ничего не прогнозируемо. Возьмем пример не из академической плоскости: идет неделя джазовой музыки, и на один концерт  люди приходят, а на следующий – нет. И никто не может объяснить, почему.

— Кстати, в филармонии в последние месяцы стал значительно чаще звучать джаз. С чем это связано?

— Этот любимый многим ивановцами (и мною в том числе) жанр мы теперь внедряем в систематическом порядке. Джазовый фестиваль, который в прошлые годы проводился в течение недели или в один-два дня, теперь мы как бы  растянули на весь сезон. Этот проект сегодня носит название «Джазовые прогулки». В январе и феврале полный зал у нас собрали американка Чанда Рул и британский блюзмен Фрэнк Эш. В марте успешно отыграли джазмены из Америки Opus V. А 12 апреля к нам приедут сербы Eyot. Причем и летом мы планируем проводить по джазовому концерту в месяц, но уже в Плесе в Левитан-холле. Все это удается  делать благодаря  финансовой помощи областного правительства (в этом году на джазовый фестиваль выделено 400 тыс. рублей), помощи энтузиастов и спонсоров ( в частности, мы сотрудничаем с известным популяризатором джаза в Иванове Романом Петровым). Наконец, мы поддерживаем связь с организаторами джазовых концертов и фестивалей из подмосковной Дубны: по нашей просьбе они включают Иваново в гастрольный маршрут своих музыкантов. Так что, надеюсь, джаза в Иванове и области будет все больше.

— Теперь многие ивановцы неожиданно для себя стали узнавать о ваших концертах из sms-сообщений…

— Это одна из наших новых услуг. Изначально базой для sms-рассылок с нами на взаимовыгодных условиях поделился зал «Классика». Теперь же наша база достигла уже порядка тысячи номеров: мы предлагаем присоединиться к ней посетителей наших концертов. Кому-то, впрочем, это оказывается не нужно: по их звонку мы номер из базы рассылок убираем.  Еще одно наше новшество – возможность забронировать билеты по телефону. А скоро  станет возможным и электронное бронирование билетов при помощи компьютера.  В идеале же мы должны довести эту услугу до уровня электронной покупки билетов, но здесь есть свои организационные независящие от нас сложности.

Правда, какого-то мощного эффекта от введения этих услуг я пока что не заметил. Возможно, все еще впереди.

 — Осенью нас ожидает очередной фестиваль Дней российской культуры. Можем ли мы рассчитывать на звезд наподобие Мацуева в качестве главного «музыкального блюда»?

— Скажем так: на музыкантов уровня точно не ниже Мацуева. Тут важно понимать, что тот же Мацуев, не раз уже в Иванове игравший,  — это исполнитель, который просто у всех на слуху, уже своего рода медиа-звезда: его приезд теперь стоит полтора миллиона рублей (для сравнения: на все наши фестивали в год нам выделяется 2 млн 900 тысяч рублей). Однако есть множество отличных музыкантов, не так раскрученных, но ему ничуть не уступающих. Из звезд академической музыки будущей осенью у нас будет Андрей Гаврилов: ивановцы могли оценить уровень его игры в прошлом году. Ведутся переговоры с театром Станиславского по поводу привоза балета «Жизель». Есть еще целый ряд интересных задумок. В любом случае уверен, что наши меломаны не останутся разочарованными.

Концерты

ИТ-аутсорсинг, монтаж локальных сетей